Серафим (Чичагов) священномученик
 
 
 







Серафим (Чичагов) священномученик PDF Печать E-mail
Молитвы и о молитвах - Молитвы и акафисты новомученикам исповедникам ХХ в
02.02.2014 19:29

 

Священномученик митрополит Серафим Чичагов

 

1sch

 

(28 ноября / 11 декабря)

 

   Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. Семья будущего святителя принадлежала к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губернии. По причине того, что отец будущего святителя полковник М. Н. Чичагов проходил военную службу в Учебной артиллерийской бригаде, младенец Леонид принял Таинство святого крещения 20 января 1856 года в храме Святого Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище. То обстоятельство, что местом вхождения будущего святителя Серафима в церковную жизнь стал храм, принадлежавший военному ведомству, оказалось весьма символичным для всей дальнейшей жизни святителя. Действительно, подобно своим предкам святитель Серафим начал свое служение Богу как служение Царю и Отечеству на поле брани, и именно это служение воина стало для него, как и для его предков, первым опытом самоотверженного служения Богу в миру.

   Оказавшись участником почти всех основных событий кровопролитной Русско-турецкой войны, произведенный на поле брани в гвардии поручики и отмеченный несколькими боевыми наградами Л. М. Чичагов неоднократно (как это, например имело место при переходе через Балканы и в сражении под Филиппополем) проявлял высокий личный героизм.

   Промысл Божий, уберегший поручика Л. М. Чичагова от смерти и ранений на полях брани, привел его вскоре после возвращения в Санкт-Петербург в 1878 году к встрече с великим пастырем Русской Православной Церкви святым праведным Иоанном Кронштадтским, разрешившим многие духовные вопросы молодого офицера и ставшим на все последующие годы непререкаемым духовным авторитетом для будущего святителя, который с этого времени многие свои важнейшие жизненные решения принимал лишь с благословения святого праведного Иоанна Кронштадтского.

  Важным событием, ознаменовавшим дальнейшее духовное становление 23-летнего Л. М. Чичагова, стал заключенный им 8 апреля 1879 года брак с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Николаевной Дохтуровой. Памятуя о том, что христианский брак есть прежде всего малая Церковь, в которой не угождение друг другу, а тем более предрассудкам, большого света, но угождение Богу является основой семейного счастья, Л. М. Чичагов сумел привнести в уклад своей молодой семьи начала традиционного православного благочестия. Именно эти начала и были положены в основу воспитания четырех дочерей — Веры, Наталии, Леониды и Екатерины, которые родились в семье Чичаговых.

  Научившись еще на войне глубоко сопереживать физическим страданиям раненых воинов, Л. М. Чичагов поставил перед собой задачу овладеть медицинскими знаниями, для оказания помощи своим ближним. В дальнейшем значительным итогом многолетних медицинских опытов Л. М. Чичагова стала разработанная им и испытанная на практике система лечения организма лекарствами растительного происхождения, изложение которой заняло два тома фундаментального труда «Медицинские беседы».

    В это же время в жизнь Л. М. Чичагова вошли и систематические богословские занятия, в результате которых не получивший даже семинарского образования офицер превратится в энциклопедически образованного богослова, авторитет которого со временем будет признан всей русской Православной Церковью. Промысл Божий неуклонно подводил Л. М. Чичагова к подготовленному всем его предшествующим развитием решению о принятии священного сана.

   Но именно накануне этого промыслительно предустановленного решения Л. М. Чичагову пришлось испытать одно из серьезнейших искушений в своей жизни. Его горячо любимая супруга Наталия Николаевна воспротивилась решению своего мужа оставить военную службу и всецело посвятить себя служению Богу в качестве священнослужителя. Причины, подвигнувшие эту весьма благочестивую женщину к противлению благой воле своего супруга, коренились как во всем духовном укладе окружавшего ее высшего петербургского общества, так и в той весьма непростой житейской ситуации, в которой находилась семья Чичаговых в это время. Воспитанная своим супругом в убеждении всегда строго следовать исполнению своего долга перед семьей, Н. Н. Чичагова в какой-то миг противопоставила этот слишком по-человечески понятный ею долг перед семьей Промыслу Божию о призвании своего мужа.

   Благословивший Л. М. Чичагова на принятие священного сана святой праведный Иоанн Кронштадтский, понимая всю сложность грядущей жизненной перемены для семьи Чичаговых и очень хорошо представляя всю тяжесть бремени матушки любого настоящего пастыря, счел необходимым в личной беседе с Н.Н. Чичаговой убедить ее не противиться воле Божией и дать согласие на принятие супругом священного сана. Слова мудрого кронштадтского пастыря и данное ей благословение стать матушкой, также верность своему грядущему священническому призванию и глубокая любовь к ней ее мужа помогли Н.Н. Чичаговой преодолеть свои сомнения, и она согласилась разделить с супругом бремя его нового служения.

   15 апреля 1890 года Высочайшим приказом Л.М. Чичагов был уволен в отставку, после чего семья Л.М. Чичагова в 1891 году переехала в Москву, и в синодальную эпоху остававшуюся православной столицей России. Именно здесь, под сенью московских святынь, Л. М. Чичагов стал благоговейно готовиться к принятию священного сана. 26 февраля 1893 года в московском синодальном храме Двунадесяти апостолов Л. М. Чичагов был рукоположен в сан диакона. Пресвитерская хиротония последовала через два дня, 28 февраля, в той же церкви.

  Испытания первого года священнического служения отца Леонида оказались усугубленными неожиданной тяжелой болезнью супруги, матушки Наталии, которая привела в 1895 году к ее безвременной кончине, лишившей матери четырех дочерей, старшей из которых было 15, а младшей — 9 лет. Отец Леонид привез тело почившей супруги в Дивеево и похоронил на монастырском кладбище. Вскоре над могилой была возведена часовня, и рядом с местом погребения матушки Натальи отец Леонид приготовил место для собственного погребения, которому, впрочем, так и не суждено было принять мощи будущего священномученика.

  14 февраля 1896 года священник Леонид Чичагов по распоряжению Протопресвитера военного и морского духовенства был «определен к церкви в г. Москве для частных учреждений и заведений артиллерии Московского военного округа».

   Обращенность к молитвенной жизни неизбежно влекла отца Леонида в стены монастыря, тем более, что уже несколько лет одним из важнейших послушаний в своей жизни отец Леонид считал составление «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», открывшей ему не только историю одной из замечательнейших монашеских обителей Русской Православной Церкви, но и монашеские подвиги одного из величайших подвижников Святой Руси — преподобного Серафима Саровского. Рождение замысла о составлении этой летописи, имевшей определяющее значение для всей дальнейшей жизни будущего архипастыря и отмеченной с самого начала чудесными проявлениями Промысла Божия об этом труде, отец Леонид описывал следующим образом. «Когда после довольно долгой государственной службы я сделался священником небольшой церкви за Румянцевским музеем, мне захотелось съездить в Саровскую пустынь, место подвигов преподобного Серафима, тогда еще не прославленного, и когда наступило лето, поехал туда. Саровская пустынь произвела на меня сильное впечатление. Я провел там несколько дней в молитве и посещал все места, где подвизался преподобный Серафим. Оттуда перебрался в Дивеевский монастырь, где мне очень понравилось и многое напоминало о преподобном Серафиме, так заботившемся о дивеевских сестрах. Игумения приняла меня очень приветливо, много со мной беседовала и между прочим сказала, что в монастыре живут три лица, которые помнят преподобного: две старицы-монахини и монахиня Пелагия (в миру Параскева, Паша)... Меня проводили к домику, где жила Паша. Едва я вошел к ней, как Паша, лежавшая в постели (она были очень старая и больная); воскликнула: "Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления". Я ответил Паше, что по своему общественному положению не могу быть принятым Государем и передать ему в уста то, что она мне поручает... На это Паша сказала: "Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный". В смущении я покинул келью старицы».

   Весна 1898 года стала временем принятия отцом Леонидом окончательного решения о своей будущей судьбе. Оставив своих уже несколько повзрослевших после кончины их матери четырех дочерей на попечение нескольких доверенных лиц, призванных следить за получением ими дальнейшего образования и воспитания, отец Леонид 30 апреля 1898 года получил отставку от протопресвитера военного и морского духовенства и летом того же года был зачислен в число братии Свято-Троице-Сергиевой лавры. Особое значение для новопостриженного иеромонаха имело наречение ему при пострижении в мантию 14 августа, 1898 года имени Серафим.

   Указом Святейшего Синода 14 августа 1899 года он был назначен настоятелем суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с последующим возведением в сан архимандрита.

  В 1902 года усилиями архимандрита Серафима была переиздана впервые вышедшая в 1896 года «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Это второе издание «Летописи» имело особое значение для канонизации преподобного Серафима Саровского, открывая перед всей Россией величие благодатных даров преподобного, отозвавшихся чудесным образом в жизни его многочисленных духовных чад.

   По настоянию Государя в августе 1902 года комиссией во главе с будущим священномучеником митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским), в которую входил и архимандрит Серафим, было осуществлено предварительное освидетельствование мощей преподобного Серафима.

   29 января 1903 года произошло событие, которого в это время с нетерпением и надеждой ожидали не только архимандрит Серафим и другие участники торжественного открытия мощей преподобного Серафима Саровского, но и многие верные чада Русской Православной Церкви, которые уже сподобились приобщиться к молитвенному почитанию преподобного, сопровождавшемуся многочисленными чудотворениями. Святейший Синод принял деяние, на основании которого саровский старец Серафим причислялся к лику святых Русской Православной Церкви.

  14 февраля 1904 года архимандрит Серафим, был назначен настоятелем одной из семи ставропигиальных обителей Русской Православной Церкви — Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Проведя всего лишь год в Воскресенском монастыре, архимандрит Серафим запечатлел свое игуменство реставрацией знаменитого Воскресенского собора.

   Однако Промыслом Божиим отцу Серафиму уготовано было новое церковное служение, возможно, самое трудное для священнослужителей Русской Церкви в наступившем в это время и ознаменовавшем свое начало обилием духовных и исторических смут XX столетии. 28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля будущим священномучеником митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в сослужении епископов Трифона (Туркестанова) и Серафима (Голубятникова) была совершена хиротония другого будущего священномученика архимандрита Серафима в епископа Сухумского.

   Уже первое место епископского служения Сухумского святителя Серафима, древняя православная Иверская земля, стала для него местом испытаний в связи с событиями, которые наступили в результате революционной смуты, разразившейся в России. С этого времени и до конца его дней архиерейское служение оказывалось для святителя Серафима неразрывно связанным с мужественным стоянием за чистоту православной веры и единство Русской Церкви, которое священномученик Серафим, будучи продолжателем воинской славы своих доблестных предков, осуществлял уже в качестве воина Христова на поле духовной брани.

   6 февраля 1906 года святитель Серафим был направлен на Орловскую кафедру, где он пришел к ставшему определяющим всю его дальнейшую архипастырскую деятельность убеждению, что полнокровное развитие епархиальной жизни возможно лишь на основе активно действующих приходских общин.

   Свидетельством все возраставшего авторитета святителя Серафима в качестве епархиального владыки стало назначение его в 1907 году присутствующим членом Святейшего Синода.

  16 сентября 1908 года был принят указ о его назначении на Кишиневскую кафедру. Вновь, как это уже неоднократно бывало в жизни святителя Серафима, успешно начав очередное церковное деяние, он не имел возможности непосредственно участвовать в его завершении.

   С глубокой душевной болью покинув Орловскую кафедру, святитель Серафим 28 октября 1908 года прибыл в Кишиневскую епархию, состояние которой превзошло самые худшие ожидания владыки.

   Тяжелым испытанием для владыки Серафима вскоре после его переезда в Кишинев стала кончина в декабре 1908 года святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, все эти годы продолжавшего оставаться духовным отцом святителя.

   Трехлетняя созидательная деятельность святителя Серафима на Кишиневской кафедре не только привела к подлинному преображению епархии, но и получила самую высокую оценку как в Святейшем Синоде, так и у Государя. И может быть, наилучшей характеристикой содеянного владыкой Серафимом в Кишиневской епархии стал Высочайший указ Государя Святейшему Синоду от 16 мая 1912 года, обращенный к святителю. «Святительское служение ваше, отмеченное ревностью о духовно-нравственном развитии преемственно вверявшихся вам паств, — говорилось в Высочайшем указе, — ознаменовано особыми трудами по благоустроению Кишиневской епархии. Вашими заботами и попечением множатся в сей епархии церковные школы, усиливается проповедническая деятельность духовенства и возвышается религиозное просвещение православного населения Бессарабии... В изъявление Монаршего благоволения к таковым заслугам вашим Я... признал справедливым возвести вас в сан Архиепископа... Николай».

   В 1912 году служение архиепископа Серафима на Кишиневской кафедре подходило к концу, и определением Святейшего Синода он был назначен архиепископом Тверским и Кашинским.

   Положение в церковной жизни Тверской епархии обстояло значительно лучше, нежели во всех тех епархиях, в которых святителю Серафиму приходилось служить раньше. Поэтому важный опыт возрождения приходской жизни, который владыка приобрел в течение предшествующих лет епископского служения, мог быть реализован в Тверской епархии во всей полноте.

   Предвестием испытаний гражданской смуты для святителя, также как и для всей России, стала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война, на которую владыка отозвался не только как архипастырь, умевший облегчать скорби людей, пострадавших от войны, но и как бывший русский офицер, хорошо сознававший нужды русских воинов, защищавших свое Отечество в тяжелейших условиях кровопролитнейшей из всех войн, известных тогда человечеству. Взывавшие к стойкости и одновременно к милосердию проповеди и сборы пожертвований для раненых и увечных воинов, вдохновенные молитвы о победе русской армии и участие в мероприятиях по организации помощи беженцам и по оснащению необходимыми средствами госпиталей и санитарных поездов, наконец, призывы к епархиальному клиру вступать в ряды военного духовенства, а приходским причетникам не уклоняться от воинской службы — таков далеко не полный перечень деяний святителя Серафима в течение всего периода войны.

   Когда в мартовские дни 1917 года отречение Государя поставило под вопрос само дальнейшее существование монархии, а Святейший Синод счел необходимым поддержать Временное правительство как единственный законный орган верховной власти в стране, святитель Серафим, продолжая подчиняться высшим церковной и государственной властям, не стал скрывать своего отрицательного отношения к происшедшим в России переменам.

   Усиление в России революционной смуты осенью 1917 года и захват власти в Петрограде большевиками возымели пагубные последствия и для развития событий в Тверской епархии. Сознавая, что большинство духовенства и мирян епархии продолжало сохранять верность святителю Серафиму, некоторые члены епархиального совета, избранного на сомнительных канонических основаниях еще в апреле 1917 года, решили прибегнуть для изгнания святителя к помощи большевистских властей в Твери, которые в это время открыто выражали свои богоборческие настроения и не скрывали ненависти к владыке Серафиму как «церковному мракобесу и черносотенному монархисту». 28 декабря 1917 года Вероисповедный отдел Тверского губисполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов выдал предписание о высылке архиепископа Серафима из Тверской губернии.

   Желая уберечь святителя от бесчинной расправы большевиков, Святейший Патриарх Тихон за несколько дней до разгона Поместного Собора, 17 сентября 1918 года, успел принять на заседании Святейшего Синода решение о назначении владыки Серафима на Варшавскую и Привисленскую кафедру, находившуюся на территории свободной от власти большевиков Польши.

  Разраставшаяся гражданская война и начавшаяся затем советско-польская война сделали физически невозможным отъезд владыки Серафима во вверенную ему епархию, и до конца 1920 года святитель оставался за пределами своей епархии, пребывая в Черниговском скиту Свято-Троице-Сергиевой лавры и находя духовную опору в столь созвучной ему и многие годы из-за епископского служения недоступной молитвенно-аскетической жизни монастырского монаха.

   В январе 1921 года, вскоре после окончания Советско-польской войны, владыка Серафим получил синодальное предписание о необходимости ускорить возвращение в Варшавскую епархию православного духовенства и церковного имущества в связи с бедственным положением православного населения Польши, лишившегося за время войны многих храмов. Возведенный в это время Святейшим Патриархом Тихоном уже в сан митрополита святитель Серафим обратился в Народный комиссариат иностранных дел, где ему было заявлено, что вопрос о его отъезде в Польшу может быть рассмотрен лишь после прибытия в Москву официального польского представительства. Однако вскоре после переговоров владыки Серафима с прибывшими в Москву польскими дипломатами, весной 1921 года, органами ВЧК у святителя Серафима был произведен обыск, в результате которого у него были изъяты письма главе Римо-католической Церкви в Польше кардиналу Каповскому и представлявшему в Варшаве интересы православного духовенства протоиерею Врублевскому.

   В результате 24 июня 1921 года ничего не подозревавшему о надвигавшейся на него опасности святителю Серафиму был вынесен первый в его жизни официальный приговор, принятый на проходившем без присутствия святителя заседании судебной тройки ВЧК и постановивший «заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года». Впрочем, находившийся под секретным наблюдением ВЧК владыка Серафим продолжал оставаться на свободе, ожидая разрешения на отъезд в Варшавскую епархию, и был неожиданно для себя арестован 21 сентября 1921 года и помещен в Таганскую тюрьму.

   13 января 1922 года начальником секретного отделения ВЧК Рутковским по поручению ВЦИК было составлено новое заключение по «делу» владыки Серафима: «С упрочением положения революционной соввласти в условиях настоящего времени гр. Чичагов бессилен предпринять что-либо ощутительно враждебное против РСФСР. К тому же, принимая во внимание его старческий возраст, 65 лет, полагаю, постановление о высылке на 2 года применить условно, освободив гр. Чичагова Л. М. из-под стражи». 16 января 1922 года по постановлению президиума ВЧК уже тяжело заболевший святитель покинул Таганскую тюрьму.

   22 апреля 1922 года в 6-м отделении Секретного отдела ВЧК было подготовлено очередное заключение по так и не прекращенному «делу» митрополита Серафима. На основании этого заключения судебная коллегия ГПУ под председательством Уншлихта 25 апреля приговорила владыку Серафима к ссылке в Архангельскую область.

   Проведя около года в архангельской ссылке, святитель Серафим вернулся в Москву. Однако 16 апреля 1924 года владыка вновь был арестован ГПУ, вменявшим ему на этот раз в вину организацию прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Следствие над святителем Серафимом, оказавшимся в Бутырской тюрьме, продолжалось уже около месяца, когда в мае 1924 года Святейший Патриарх Тихон подал в ОГПУ ходатайство об освобождении 68-летнего владыки, в котором ручался за его лояльное отношение к существующей государственной власти. Сначала проигнорированное начальником 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ Тучковым, это ходатайство через два месяца все же способствовало освобождению святителя Серафима, которому тем не менее по требованию властей вскоре пришлось покинуть Москву.

   В это время святителю пришлось пережить новое испытание, обрушившееся на него на этот раз не со стороны гонителей Церкви, но со стороны игумении столь дорогого его сердцу Дивеевского монастыря Александры (Троковской), избранию которой в игумении более 20 лет назад способствовал сам святитель Серафим. После того как изгнанный властями из Москвы владыка обратился к игумении Александре с просьбой дать ему пристанище в Серафимо-Дивеевском монастыре, игумения отказала гонимому исповеднику.

  Отвергнутый обителью, около которой святитель уже более 30 лет со времени погребения там его супруги Наталии Николаевны надеялся найти свой последний покой, владыка Серафим вместе с дочерью Натальей (в монашестве Серафима) был принят игуменией Арсенией (Добронравовой) в Воскресенский Феодоровский монастырь, находившийся около Шуи.

   В конце 1927 года, трогательно простившись с насельницами Воскресенского Феодоровского монастыря, владыка Серафим навсегда покинул давшую ему гостеприимное прибежище обитель, чтобы принять участие в деятельности Временного Патриаршего Священного Синода. Поддержка столь авторитетного, известного своей твердостью и бескомпромиссностью церковного иерарха, каким являлся святитель Серафим, была чрезвычайно важна для Митрополита Сергия, которого в это время его противники из числа православного епископата все чаще упрекали в недопустимых уступках государственной власти. И весьма показательно, что митрополичья кафедра, на которую был назначен постановлением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода от 23 февраля 1928 года владыка Серафим, находилась в Ленинградской епархии, откуда громче всех раздавались упреки Митрополиту Сергию в этих недопустимых уступках.

   Свое пребывание в епархии святитель Серафим ознаменовал тем, что в условиях жестоких и всесторонних стеснений церковной жизни государственными властями он в основу своего архипастырского служения положил благоговейное совершение воскресных и праздничных богослужений и вдохновенное проповедование в городских и пригородных храмах. «Пока совершается Божественная литургия, пока люди приступают к Божественному причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь, что не погибнут во зле греха, безбожия, злобы, материализма, гордости и нечистоты русские люди, что возродится и спасется Родина наша. Поэтому, — убеждал митрополит Серафим и спасется Родина наша. Поэтому — убеждал митрополит Серафим клириков и паству, — паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении (ежедневном, даже многократном на разных престолах) литургии. Будет она — будут и Церковь, и Россия».

    В 1933 году отдавший все силы Ленинградской епархии 77-летний святитель Серафим подходил к концу своего архипастырского служения в качестве правящего архиерея. Телесные немощи владыки и все возраставшая ненависть к нему государственной власти в Ленинграде, делавшая весьма вероятным скорый арест святителя Серафима, побудили митрополита Сергия и Временный Патриарший Священный Синод 14 октября 1933 года издать указ о увольнении владыки на покой. Отслужив 24 октября в храме своей юности — Спасо-Преображенском соборе — Божественную литургию, святитель Серафим навсегда покинул свой родной город.

   После возвращения в Москву и кратковременного проживания в резиденции Митрополита Сергия в Баумановском переулке, в 1934 году святитель Серафим нашел себе последнее пристанище в двух комнатах загородной дачи, находившейся недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги.

   Как и для многих других новомучеников Русской Православной Церкви, последнюю черту земного бытия святителя Серафима кроваво очертил 1937 год, ознаменовавший начало пятилетнего периода ни с чем не сравнимого в мировой христианской истории массового уничтожения православных христиан. Однако и в этой чреде многих десятков тысяч мученических смертей кончина владыки Серафима оказалась исполненной особого подвижнического величия и достоинства. Арестованный сотрудниками НКВД в ноябре 1937 года, прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму, из-за невозможности перевезти его в арестантской машине, в машине «скорой помощи».

   7 декабря 1937 года «тройка» НКВД по Московской области, уже вынесшая в этот день несколько десятков смертных приговоров, приняла постановление о расстреле митрополита Серафима. Почти 50 приговоренных к смерти страдальцев расстреливали в течение нескольких дней в находившейся недалеко от Москвы деревне Бутово, в которой обнесенная глухим забором дубовая роща должна была стать безымянным кладбищем многих тысяч жертв коммунистического террора. 11 декабря 1937 года с последней группой приговоренных был расстрелян и священномученик Серафим.

 

Житие по книге: Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова).

 

 

 

 

АКАФИСТ

 

 

Кондак 1

 

Избранный угодниче Христов и дивный благочестия подвижниче, веры Православныя поборниче, от безбожников даже смерти пострадавый, песньми духовными велегласно возхваляем тя, святителю отче Серафиме, Ты же, яко имеяй дерзновение ко Прославльшему тя Господу, даровавшему в тебе нам новаго великаго молитвенника и скораго в бедах помощника, моли о пастве твоей, зовущей ти (молись о нас Всемилостливому Спасу, да зовем ти): Радуйся, священномучениче Серафиме, теплый молитвенниче, о душах наших!

 

 

Икос 1

 

Ангелов собеседниче и человеков наставниче воистину явился еси, святителю Серафиме, благоволением всех Творца Христа Бога нашего , Ему же усердно послужил еси от юности и за Него же претерпел еси клеветы вражия и кончину мученическую; Ныне же престолу Вседержителя со всеми святыми предстоиши , отраду и вспоможение даруеши всем , с верою и любовию вопиющим Ти сице:

Радуйся, во благоухании святыни присно почивающий;
Радуйся, в неизреченной славе Творца мира созерцающий;
Радуйся, всех приходящих к тебе благодатию озаряющий;
Радуйся, от заблуждений духовных нас исцеляющий;
Радуйся, любити Бога и волю Его творити нас научающий;
Радуйся, в добродетели терпения нас утверждающий;
Радуйся, огнем молитвы твоея стрелы вражия попаляющий;
Радуйся, беды и печали от чтущих тя отгоняющий;
Радуйся, священномучениче Серафиме, теплый молитвенниче о душах наших!

 

 

Кондак 2

 

Видевшее благочестивыя родители твоя, воевода Михаил и болярыня Анна чадо свое мудростию и широкими познаниями с детства Всевышним одаренное и любовью к церкви Христовой озаренное, в радости велией воспеша о тебе Богу: Аллилуйя.

 

 

Икос 2

 

Разумом Божественным свыше просвещаемь, угодниче Христов; житие богоугодное возлюбил еси и благочестивым родителем твоим внимающе, во страсе Божии, молитве и добродетелех возрастал еси; ко учению книжному усердно прилежал еси; и тако во трудех твоих, образ будущего жития твоего явил еси. Мы же, дивящееся таковому от юности твоея усердию, вопием ти сице:

Радуйся, рода именитого отрасле благородная;
Радуйся, лозо винограда Христова многоплодная;
Радуйся, водительству Духа Святаго издетска прилежавый;
Радуйся, добродетелем преславных предков твоих подражавый;
Радуйся, добрый последователю Евангельского учения;
Радуйся, сословия дворянского украшение;
Радуйся, вере Православной и царем российским всечестне послуживый;
Радуйся, подвиги твоими Отцу Небесному угодивый;
Радуйся, священномучениче Серафиме, теплый мелитвенниче о душах наших!

 

 

Кондак 3

 

Силою Вышнего незримо укрепляемь мужественнее проходил еси прилежащий ти, подвиг служения Богу, Царю и Отечеству, попечение о ближних твоих выну являющи и горячими молитвами Спасителя ублажающи. Тем же просим тя : благомощным предстательством твоим нас от козней лукаваго сохрани, да непреткновенно возможем проити путь жития нашего,в исполнении заповедей Божиих и сподобимся купно с тобою выну, Господеви воспевати: Аллилуйя!

 

 

Икос 3

Имущее сострадание сердечное, нуждающимся помогал еси, и скорбящих утешал еси; болящим и сирым всячески вспомоществал еси, угодниче Христов; о славе Божьей ревнуя прещедро украшал (поновлял) еси обители и храмы Божии и тако делами милосердия, Христа ради творимыми, благословение Господне стяжал еси. Мы же, ныне дивныя благодеяния твоя воспоминающее, смиренно молим тя: не остави нас милостью твоей, испроси нам у Милосерднаго Спасителя нашего вся животу временному и вечному полезная и потребная и приими величания сия:

Радуйся, веру твою делами любви утвердивый;
Радуйся, образ и подобие Божие в ближнем возлюбивый;
Радуйся, яко Самому Христу всякому человеку послуживый;
Радуйся, богатстве тленное ни во что же вменивый;
Радуйся, блаженство милостивых по бетованию Божию получивый;
Радуйся, милосердие сердцах наших пробуждающий;
Радуйся, сострадати страждущим нас научающий;
Радуйся, друг друга тяготы носити нас подвизающий;
Радуйся, священномучениче Серафиме, теплый молитвенниче о душах наших!

 

 

Кондак 4

 

Буря скорбей и напастей злобою мира сего воздвизаемая, не ослаби крепкия любви твоея, яже к Богу, отче праведный, вся бо с верою и надеждою претерпел еси, в Бозе токмо отраду и утешение обретая и всяк день и час поя Ему: Аллилуйя!

 

 

Икос 4

 

Слышавшее поучения душеспасительныя святым Отцом Иоанном Кронштадтским и иными наставники богомудрыми ти реченныя, угодниче Христов, благоговейно внимал еси тех глаголам и самим житием твоим исполнял еси тех словеса, возрастая в трезвлении, молитве, богомыслие и иных добродетелех богоугодных. Мы же сия ныне поминающее, таковые похвалы с любовию приносим ти:

Радуйся, прежде всего царствия Небесного искавый;
Радуйся, благодатную силу смирения познавый;
Радуйся, яко талант, данный тебе Богом, умножил еси;
Радуйся, яко в радость Господа Твоего вшел еси;
Радуйся, мир Христов наитием Духа Святого получивый;
Радуйся, сан священства, яко дар Божий, приявый;
Радуйся, жертву бескровную со страхом и трепетом совершавый;
Радуйся, словом мудрым всех приходивших к тебе питавый;
Радуйся, священномучениче Серафиме, теплый молитвенниче о душах наших!

 

 

Кондак 5

 

Боготечней звезде уподобился еси, верный служителю Христов, просвещающи светом истины Евангельския людин земли Московския (и Владимирския) и наставляющее их на путь спасения; тем же молим тя: не остави нас в суете мира сего погибающих, просвети омраченныя грехом сердца наша и к жизни Небесной направи, научающи Спасителя мира воспевати песнию: Аллилуйя!

 

 

Икос 5

 

Видя тщету жития мирского и разумея, яко «прилеплятися Богови благо есть» (по кончине супружницы твоея) потщился еси всех видимых благ отрицатися, во еже совершенным учеником Господа нарицатися, удалился еси жития мирского и суеты земной и пострижение монашеское приятии сподобился еси. Тем же и мы, зрящее духовное восхождение твое от силы в силу, тако с благоговением взываем ти:

Радуйся, вся красная мира сего призревый;
Радуйся, всецело попечению Божию ся предавый;
Радуйся, мир и чистоту в сердце твоем водворивый;
Радуйся, обетом девства чистоту сердца твоего явивый;
Радуйся, обетом нестяжания высоту духа твоего показавый;
Радуйся, обетом послушания Богу и ближним добре послуживый;
Радуйся, в вере и благочестии нас утверждающий;
Радуйся, всех нас к подвигу духовному призывающий;
Радуйся, священномучениче Серафиме, теплый молитвенниче о душах наших!

 

 

Кондак 6

 

Проповедник величия и слава Всемогущего Бога, Дивнаго во святых Своих, отче наш Серафиме, явился еси, егда жития и чудеса подвижников саровских и дивеевских в преславной книзе твоей написавше, любовию возгорелся еси подвигам и трудам их последовати и подражати, во умилении сердечном Господеви воспевая: Аллилуйя!

 

 

Икос 6

Возсия ти свет благодати Христовой, егда явися ти святый Серафим, чудотворец саровский, глаголя: «Благодарству ти,чадо, трудов твоих ради. Все елико хощещи проси у меня»; ты, священномучениче преславне, глаголил еси: «Токмо с тобою быти желаю, отче святый»; Старец Божий отвещал ти: «Да будет тако». Мы же, сия вся поминающе величаем тя, всехвально отче, яко в дивных видениях сих уразумевши заступничество преподобного пред Господом, исполнившись радости, за все благодарил еси Бога. Сего же ради зовем ти:

Радуйся, делателю вертограда Христова премудрый;
Радуйся, спасателю судеб Божественных пречудный!
Радуйся, теми всех нас богомудро наставивый!
Радуйся, в подвизе веры явления пречудного сподобившийся!
Радуйся, единаго на потребу взыскавый;
Радуйся, исполнение обетований Святого Серафима от Господа приявый;
Радуйся, на славославие Божие всех созывающий;
Радуйся, благочестно святых угодников почитати нас научающий;
Радуйся, священномучениче Серафиме, теплый молитвенниче о душах наших!

 

 

Кондак 7

 

Хотяще святый благоверный царь Николай 11 начаток положити великому почитанию преподобного и богоносного отца нашего Серафима, повеле «немедленного прославити» подвижника сего преблагославеннаго. Ты же, священномучениче, прехвальне ему радующеся, купно с царем христолюбивым в преславных обителех Саровской и Дивеевской, гласу благодати Божия всею душею твоею внимающее, пасхально взывал еси Вседержителю: Аллилуйя!

 

 

Икос 7

 

Новым трудом и подвигом усердно прилежал еси, всеславне Серафиме, егда волю Творца и Бога нашего призван был еси на многотрудное служение архипастырское. Ты же, аки послушник трудолюбивый, пастве твоей смиренномудренно послужити еси. Тако, и ныне, во обителех Небесных пребываяй, наставник неусыпный буди нам, на тя надеющимся и глаголящим из глубины сердечныя:

Радуйся, Саровского чудотворца достойный соименниче;
Радуйся, того неленностный споспешниче;
Радуйся, апостолов и святителей достойный приемниче;
Радуйся, обильно в хиротонии благословение небесное стяжавый;
Радуйся, путей покаяния и спасения мудрый сказателю!
Радуйся, усыпленных совестей возбудителю!
Радуйся, благих помыслов насадителю!
Радуйся, сердца наша огнем Божественныя ревности воспламеняющий;
Радуйся, молитве сердечней нас научающий!
Радуйся, священномучениче Серафиме, теплый молитвенниче о душах наших!

 

 

Кондак 8

 

Странное и страшное бедствие постяже Русь Святую, егда ополчися враг рода человеческого злобою людей безбожных на веру Православную. Ты же, святителю Серафиме, храмов разорение, алтарей святых осквернение, благочестивых христиан гонение и убиение видевши, вслед за апостолом помышлял еси: кто разлучит ны от любви Божия, ибо благоугодно Господеви есть крестом избранных своих спасти, и ,в руце Божии всецело ся предавшее, воспел еси Ему: Аллилуйя!

 

 

Икос 8

 

Весь светом небесным серафимския любве пламенел еси, преславне священномучениче; словеса бо твоя беша, яко молния, ереси пополяющая, души верных пламенем веры и любве просвещающая; даждь убо и нам, отче молитвами твоима, искру хотя малую твоя любве имети, зовущим сицевая:

Радуйся, правил церковных нелицеприятный блюстителю;
Радуйся, святого патриарха Тихона благоговейный сослужителю;
Радуйся, заветов его премудрый хранителю;
Радуйся, великое множество заблудших к церквы приведый;
Радуйся, твердо обновленческие глашения отвергавый;
Радуйся, дерзновенно расколоучителей обличавый;
Радуйся, страсть ми одержимых от гибели спасающий!
Радуйся, труды наша на пути спасения облегчающий!
Радуйся, священномучениче Серафиме, теплый молитвенниче о душах наших!

 

 

Кондак 9

 

Всякия беды, скорби и напасти избавляеши нас, пречудный священномучениче Серафиме, твоими теплыми к Богу молитвами; сего же ради, мы грешныя, к представительству твоему прибегая, молим тя, отче святый, испроси нам вся ко временной и вечной жизни полезная, да сподобимся Горнего Иерусалима достигнути и купно с тобою Господеви воспевати: Аллилуйя!

 

 

Икос 9

 

Вития многовещанныя не возмогут по достоянию восхвалити тя, священномучениче Серафиме, и воспети святость жития твоего и молитвенные подвиги, деннонощныя труды и попечения, спасения ради, пасомых подъяться; неправедное и лютое гонение супротив тя от властей богоборческих, кротость и незлобие твое; паче же всего кончину твою мученическую. Обаче же мы, любовию к тебе подвизаемы, дерзаем воспети ти сея малься и нехитростные похвалы:

Радуйся, богомудрых святителей высокая похвало;
Радуйся, преподобных и праведных всечестная славо;
Радуйся, монашествующих похвало и утверждение;
Радуйся, мирян в благочестивом житии укрепление;
Радуйся, нечестивых и душетленных обычае неуклонный искоренителю;
Радуйся, кротких и благих нравов благоискусный насадителю;
Радуйся, сердец смятенных умирителю;
Радуйся, от озлобления на нас враждующих хранителю;
Радуйся, священномучениче Серафиме, теплый молитвенниче о душах наших!

 

 

Кондак 10

 

Спасения всех желая, святителю отче Серафиме, во все дни многотруднаго и прискорбнаго жития твоего многих людей, мирскими делы обремененных, утешал и укреплял еси, отраду своим попечением подавая и тяготы трудов облечая. В годину же гонения лютого тверд и непоколебим в вере пребыл еси и выну наставлял еси паству верность матери-церкви сохраняти и чистым сердцем Господеви вопиют: Аллилуйя!

 

 

Икос 10

 

Стена непоборимая, козньми врагов веры Православныя неодоленная пребыл еси во дни смут и нестроений церковных, наставляя паству твою ни одесную, ни ощую уклонятися. Сего же ради от злочестивых богоотступников заточение темничное, изгнание, чести лишение и иныя злострадания смиренне притерпел еси. Мы же, вся сия ныне поминающе, похвалы таковыя приносим ти:

Радуйся, злобу власть придержащих кротко притерпевый;
Радуйся, истину Божию небоязненно им вещавый;
Радуйся, благочестивых чад своих пристанище имевый;
Радуйся, скорби и испытания в богатство духа обративый;
Радуйся, яко тобою от всех зол избавляемся;
Радуйся, яко твоими молитвами ревности в вере исполняемся;
Радуйся, яко тобою истина утверждается;
Радуйся, яко тобою лицеприятие и человекоугодие посрамляется;
Радуйся, священномучениче Серафиме, теплый молитвенниче о душах наших!

 

 

Кондак 11

 

Пение хвалебное тебе приносящее, страстотерпче Христов Серафиме, яко словеси Спасителя Нашего: «Не убоитесь убо убивающих тело ваше, души не могущих убити» внимая, не устрашился еси смерти лютыя; и к кончине же своея ся предуготовляя, паче пламенел еси серафимскою любовию к Богу, воспевая Ему песнь хвалебную: Аллилуйя!

 

 

Икос 11

 

Светлостью подвигов просиял на земли еси, всехвальне святителю, и мучения путь благочестне прошедши востекл еси в чертоги Отца Нашего Небеснаго, идеже во славе невечерней предстоиши Ему купно со всеми новомученники и исповедники российскими престолу Владычню и милость Его преклоняеши ко всем, с верою и любовию вопиющих, ти сице:

Радуйся, яко и до смерти верен Господу пребывый!
Радуйся, любовию Божественною смертный победивый;
Радуйся, ум и сердце посреди мучения лютого ко Господу устремливый;
Радуйся, от рук злочестивых чашу смертную испивый;
Радуйся, за веру и отечество живот свой положивый;
Радуйся, ризы твоя в крови агнца убеливый;
Радуйся, архиерею добрый, Богу Человеколюбцу угодивый;
Радуйся, нетленный венец славы от Спасителя приявый;
Радуйся, священномучениче Серафиме, теплый молитвенниче о душах наших!

 

 

Кондак 12

 

Благодать Духа Всесвятаго стяжал еси в житии твоем за любовь к Отцу Небесному и ближнем своим; веруем, яко и по смерти благодать сия пребывает с тобою, священномучениче добропобедне; сего ради и молим тя: испроси у Господа Сии, да сохранит Церковь Православную от неверия и расколов, избавит от всяких бед и напастей, вопиющих Ему: Аллилуйя!

 

 

Икос 12

 

Поющее твое прославление в лице святых Церкви Православныя хвалим, славим и ублажаем тя любовию, пречудный священномучениче Серафиме, яко заступника и молитвенника о нас пред Господом (Сил). Ты же дарованною ти благодатью, просвети омраченныя грехом умы и сердца наша, настави нас на путь спасения, утоли скорби наши земныя и радости духовной нас исполни. Ты бо светом благодати твоея нас озаряеши, сердца наша увеселяеши нас пети ти сице:

Радуйся, яко тобою ум наш в богомыслии научается;
Радуйся, яко тобою мрак неведения прогоняется;
Радуйся, из пучин отчаяния нас извлекающий;
Радуйся, светом надежды нас озаряющий;
Радуйся, от плевел ненависти сердца наша очищающий;
Радуйся, заповеди Евангельския исполняти нас научающий;
Радуйся, от путей погибельных нас удаляющий;
Радуйся, милосердие Божие к нам приклоняющий;
Радуйся, священномучениче Серафиме, теплый молитвенниче о душах наших!

 

 

Кондак 13

 

О преславный священномучениче, отче наш Серафиме, теплотою любве твоея ко Господу, посети и согрей души наша и прими убогое сие приношение наше, яко венец похвалы сердечныя и, яко, фимиам благовонный, вознеси молитву твою Отцу всех и Владыце и испроси земли нашей – мира благодейственнаго; Церквам Божиим – единства и благосостояния; нам же всем – чистоты сердечныя и любве непорочныя, да тобою охраняемы и спасаемы, Господеви вопием: Аллилуйя!

 

(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак)

 

 

МОЛИТВА

 

О Боголюбезне Серафиме, велий во святителех и славный в мученицех! Пламенное восхождение твое лицезряще во обители горния, недоумеем, како благохвалити тя, паче же ти возследовати, дивный отче. Вемы бо воина тя предобра, храбрством изрядна и во бранех неодолима. Вемы тя и врача благодатна, в терпении неколеблема и во искусстве преизящна. Ты и живописания даром Церкви послужил еси и сладкопения талант Господеви принесл еси. Паче же, пастырю благий, аще и отреклся еси суеты мира, обаче вся тяготы и скорби того вмещал еси в пространное твое сердце. Не довлеет лета повествовати нам, паче же уразумети леностным умом непрестанныя ти труды по обителей святых летописанию, Серафима преподобнаго прославлению, жизни устроению церковней, разделений горьких врачеванию. Паки и в изгнаниих и заточениих образ веледушия и смирения крайняго светоявил еси, архиерею Божий. Над сим же всем солнцесияет мученический ти венец. Вся убо превозмогл еси о укрепляющем тя Христе. Сего ради в памяти твоей единяемся и усердно просим: не остави нашей худости, укрепи ны о Господе, еже заповеди Его непорочно хранити, еже Церковь святую от соблазн избавити вражиих, еже горняя нам мудрствовати, греховных же отступати и суетных. Се бо и дерзновение превелие, еже стяжал еси пред престолом Божиим, вемы, пресвятый наш отче. Сим утешаемся и молитвенному твоему заступлению себе о Господе предаем ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

ТРОПАРЬ

 

Тропарь, глас 5

 

Воинство Царя Небеснаго паче земнаго возлюбив, служитель пламенный Святыя Троицы явился еси. Наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая, данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси. Учитель благочестия и поборник единства Церковнаго быв, пострадати даже до крове сподобился еси. Священномучениче Серафиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

 

Кондак, глас 6

 

Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самаго Преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, в Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти.

 

 

Величание

 

Величаем тя, священномучениче Серафиме, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

 

 

 

КАНОН

 

Канон, глас 4

Краегранесие: Не остави бедствующия, на борющия укрепи, отче наш Серафиме

 

Песнь 1

Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестобразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.

Припев: Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас:

Не остави суетою отягченнаго мя, слово воспети тя ниспосли, ко вниманию вышнему, отче Серафиме, настави.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Еже в славнем семействе воинстем рождество твое, еже со преподобными и святыми пастыри твое житие, с мучениками же память твоя, Серафиме.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Отечеству и Царю служение, яко добра рода крест на рамо приемлеши, да озарится земля Болгарская и твоим подвигом - русскаго доблестию воина.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Супругу дивноблагородную избираеши Наталию, яко истинный рачитель семьи являешися, сия малыя церкве, по Златоустому.

Слава: Талант врачебный вверяет трудолюбию твоему, святче, Господь, да, верою утверждаяся, еже человеку на благо изыщеши в творении, премудре, Божием.

И ныне: Аннина яже от неплодства Дщерь чревоносит ныне Безсеменно Рождество, - взыграйте, людие, песнопоюще.

Катавасия: Христос раждается:

 

Песнь 3

Ирмос: Лук сильных изнеможе, и немощствующии препоясашася силою, сего ради утвердися в Господе сердце мое.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Всямирская, аще и пред человеки достойна суть, яко суету вменяеши, пастырю послушлив Кронштадтскому, присным тому являеши ся - по духу любве пастырския.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Иже нас ради распныйся, се и тя к сораспятию зовет, крест вдовства на рамена ти возлагает, яко вся ведый - и терпение и любовь твою.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Божия ти объятия отверзаются, мира отрекшуся доброму пастырю, имя и житие восприемлющу серафимския.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Еже по образу Христову взывая: "Мне подобает делати дела Пославшаго мя", - се прославляеши Тем прославленныя, летописуя о вверенных ти, Серафиме, обителех, о Зосимовей пустыни и лавре Евфимиевей, се обновлением духа тыя возсозидаеши.

Слава: Дивится небо, радуется же земля о Дивеевстей летописи, обручающей ти сугубое дерзновение к преподобному, иже и небесный предуготовляет венец серафимовей по святым любви твоей.

И ныне: Слава Твоя, Мариам, по Давиду, внутрь вся есть, се бо утвердися в Господе сердце Твое.

 

Седален, глас 2

Послушания святаго, отче, правило, ни шага стопы не дерзал еси вне благословения Иоаннова, предстани убо за ны, сего печальника о наследниче, архипастырю милостиве Серафиме.

 

Слава и ныне:

 

Послушание исполнити убо Евино, се Дева приблизися в Вифлеем, да новому явится Адаму помощницей, да спасение печалованием Тоя улучим.

 

Песнь 4

Ирмос: Вознесена Тя видевше Церковь на Кресте Солнце праведное, ста в чине своем, достойно взывающе: слава силе Твоей, Господи.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Труд одинокий подъемлеши, отче, да прославится на земли велий заступник Руси Серафим, - труд сладостный ради зримаго того покрова, скорбный же, увы, ради хладного сильных мира нечувствия серафическия того святости.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Весь, отче, вдался еси подвигу, иже ти изволением царским вверися, во еже преподобнаго Серафима прославити, во еже святостию того жития и молитвою - людие просветятся, утвердится вера, воспламенится ко Христу любовь.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

«Ум, совлеченный земнаго, имети, и, елико возможно немощи человечестей, единым быти со Христом,» - се правило Серафима преподобнаго, се и ти, отче, небесный в житии восход.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Юже зрел еси любовь, в преподобном предивную, о сей миру свидетельствуеши, Серафиме, о сем ангеле на земли, о человеце небеснем, иже исполни, явивыйтися, сердца ти мольбу пламенную – се, во веки с ним пребываеши, мучениче.

Слава: Щадети себе самаго не мыслил еси, отче святый, лобызая прежния и предзря будущия скорби от мира, паче же от Господа Подвигоположника, милостию и правдою на епископство тя возводяща.

И ныне: Иже от простых и премудрых, вся верныя собираеши, Дево, в Вифлеем пети Тя, Сыну же Богокрасному звати: слава силе Твоей, Господи!

 

Песнь 5

Ирмос: Ты, Господи мой, Свет в мир пришел еси, Свет святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Яко от небесных доброт лицезрения открывается ти, отче, живописания дар, во свидетельство о Христе - Свете и Лепоте и Жизни истинней.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Не умолкал еси, отче, сладкий твой глас, песнопоя людем о святей любви Христовей, в нейже сомнения несть, яко ради ея живем и движемся и есмы.

 

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Апостольску ученику подобяся, о словесном даре, дивно в тебе умножившуся, не небрегл еси, Серафиме мудре, - и нашу худость снисхождением восприими в верное ти ученичество.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Благодать Божия непрестанно борется за людей, к покаянию возбуждая, - сице взывал еси, Серафиме отче, - в сем подвизе и пребывал еси житием, иже во Христе.

Слава: О даров пребогатых, имиже осени тя благодать Божественная, отче! О труда твоего неусыпнаго! О духовных плодов новаго Дамаскина русскаго!

И ныне: Разрешити Адамову клятву, слезы утолити Евины грядеши, Чистая, в Вифлеем, немотство же греха уставити славословящих Человеколюбца.

 

Песнь 6

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися ради милости от ребр Твоих истекшею кровию.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Юже предзрел еси скорбь, древний приим Кананита жребий, та и срете ядом тя клеветы, паки же ненавидением злых, горьким изгнанием печатлея зачало новаго ти, Серафиме, подвига.

 

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Щедростию души пречуткия, отче, заступал еси невинныя, враждующия умиряя, горькою разделенных смутою к покаянию воздвизал еси жертвенным образом, еже во Орле и Бессарабии служения твоего.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

И в первые лета пути архипастырска зрел еси, Серафиме, велию скорбь грядущую, яко дел не отвергаем тьмы, по завету апостола, и во оружие света не облекаемся.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Яко зрел, совершенен плод благодати Божественныя и вседенных ти, отче, трудов явился еси в благославней Твери, единением в дусе возжигая веру пастырей, с нимиже и паствы.

Слава: Устрояеши приходскую жизнь, о неленостне трудниче, взывая в оныя лихия и на вся грядущия времена: несть Руси воскресения без духовных пастырей.

И ныне: Камо идеши, Чистая? Чесо ради течение совершаеши? Сына родити Превечна гряду в Вифлеем, да клятвы избавит Адама с праматерию.

 

Кондак, глас 2

Твердаго и боговещаннаго исповедника веры, жизни церковныя мудраго устроителя, преподобным Серафимом возхваленнаго, архиерея преиспытанна и пламенна мученика, славу Руси Серафима новаго, вернии, любовию похвалим вси.

 

Икос

Златоустовою возпламенившись ревностию, паки Григориево тайнозрение явль, о духом велие Серафиме, Василиеву твердость управлением церковным наследуя, Серафима преподобнаго воздыхание о Руси притяжал еси, паки и пастырю Кронштадтскому горением непрестанным духа уподобился еси, предивне отче. Над всем же сим мученический ти сияет венец. Слово изнемогает, но любовию дух зовет:славнаго Серафима да похвалим вси.

 

Песнь 7

Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей любовию благочестия паче, нежели пламенем опаляеми взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Руси, смутою пораженною, се гонения прелютыя на Церковь воздвизаются, се и старец-архиерей от пределов своих изгнан - из Твери первее, из Варшавы пресмутныя, даже до града Архангелова многоболезненный досязает Серафим.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Егда, исповедниче и святителю, заточении истязуем, паки и сосыланием удручен, вся терпети конечне уготовился еси, Серафиме, но се, заступлением Патриарха-исповедника во своя возвращаешися.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Приемлет в богодарованную тя, Серафиме, обитель добронравная игумения, яко старца-молитвенника, яко светоча Церкве дивнаго, спосылая на крестный ти путь инокини-исповедницы.

 

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

И врач разделением горьким, и неусыпный в молитве страж о людех смятенных являеши ся, на престол сроднаго ти града Петрова призван, Серафиме, паки и честь погребальную воздаеши присному духом ти Соловецкому узнику.

Слава: Обдержим болезньми, труды непомерными отягчен, се в тихую гавань управляеши корабль души, Серафиме, да к закату багряному пламенна ти жития уготовишися.

И ныне: Ты и надежда наша, Мати и Дево, Ты и честь земнородных, се Тобою дерзаем и Тобою хвалимся.

 

Песнь 8

Ирмос: На Кресте плотию пригвожденнаго и показавшаго нам оружие во спасение, отроцы, превозносите Христа Бога нашего во веки.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Что истязания ваша ми болезнями преистязанну, емшим его беззаконным Серафим вопиет, что суды ваша имущу на суд отъити - к осужденну мя ради Христу, неумытну Отцу, очищающу Духу.

 

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Еже жити Христос ти бысть, еже умрети - яве Отча благоволения приобретение во веки, се луною в нощи осиявает тя нареченная смерть - упованием, Серафиме, Духа.

 

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Ныне раба Твоего отпущаеши, воздыхает тихостию Серафим Христу, устреляем лютостию, укрепляем благостию Отца - осенением Духа.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Ангелы предсретают тя, Серафиме, отверзаются, святе, Отча объятия в небесех, Сына ти благодать и причастие во веки Духа.

Слава: Шелестом листвий постени, Бутова о премирный саде, над безвестным гробом ти предстоятеля - боль земли прегорчайшую изцели - утешением Духа.

И ныне: Се раба Господня, - рекла еси ко Архангелу, Чистая, - и мене сим смирением просвети - снисхождением Духа.

 

Песнь 9

Ирмос: Сотвори державу мыслию Своею низложи бо сильныя со престоли вознесе смиренныя Бог Израилев. В нихже посети нас Восток с высоты и направил ны есть на путь мира.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Егда внуцы святых о священной тех озаботятся памяти, егда новаго Иоанна-старца исполнят благословение, се и нам от небесныя, отче, трапезы крупицы оставятся, се труды твоя необозримыя знаеми днесь, се молитвы твоя воздвизают ны.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Радуются воины, Серафиме, верныя, с нимиже и лекари, отче, и певцы Божественныя с живописцы, зовуще ти: ты наша похвала, святе, и укрепление.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Архиерей подобаше таков, иже малодушныя утешит, заступит немощныя, безчинныя же вразумит, и о всех долготерпелив явлься, душу положит о Христе, образ предпоказуя нам человеколюбнаго снизхождения.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Филаретова слова наследника, Серафимова же тезоименна певца, Игнатиево стяжавша трезвение и Феофанову мудрость, свято-Бутовскаго предстоятеля, Иоанна великаго благословение убо воспоем вси.

Святый священномучениче Серафиме, моли Бога о нас

Иже подвиг воспев преподобнаго, таже онаго похвалу, Серафиме, стяжав, любовию немощным обычною снисходяй, прости словес убожество, не довлеют бо и вмале сии превелией твоей святости.

Слава: Многочастне и многообразне Бог, дивный во святых Своих, тя прославляет, Серафиме, и мы Тому серафимскую песнь вопием: Свят еси и пресвят, новомученик молитвами помилуй нас.

И ныне: Егда славнии новомученицы воздохнут о нас Богородице, уповаем Тою спасение улучити и возопити Благословенней: Яже о всех благая Мати, слава Тебе.

 

Светилен

Просветил тя есть миру Светом нарекийся, да истинно светоявиши, Серафиме огненне, любовь Того пресветлую - и кистию благословенною, и ясным житием, и светозарным мученичеством.

Слава и ныне: Света превечна приятелище, Дево Мати Господня, просвети рабы Твоя.

 

Фото с сайта: http://days.pravoslavie.ru/Images/ii6608&536.htm

Обновлено 02.02.2014 19:43
 






Рейтинг@Mail.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс.Метрика